Сотрудники РосСтройКонтроля продолжают осуществлять строительный контроль и мониторинг за ходом строительства более 1100 социально значимых объектов по всей России. В рамках рубрики #ЛицаЦентра мы пообщались с директором департамента по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Михаилом Зоценко и узнали, как работает департамент, зачем были разработаны критерии по выбору офиса для регионального представительства и почему директорам департаментов стоит лично побывать в каждом подконтрольном регионе.
- Михаил Николаевич, расскажите немного о своей профессиональной деятельности, о том, как вы пришли в профессию и стали руководителем департамента в ФБУ «РосСтройКонтроль»?
Профессию я выбрал еще в детстве. Все началось с поступления в Военно-технический кадетский корпус в городе Тольятти в 1997 году. Помимо того, что это было военное учебное заведение, корпус имел строительный профиль. Уже тогда, после 8 класса, мы изучали основы строительного дела, знакомились со смежными техническими дисциплинами, а также практиковались на строительных полигонах. Поэтому выбор вуза был очевиден: это должен был быть не просто военный вуз, а вуз со строительным уклоном. Между Тольяттинским военным строительным училищем и питерским ВИТУ я выбрал второе и переехал в северную столицу. По окончании обучения в звании лейтенанта был распределён служить в Подмосковье, а спустя несколько лет ушел «на гражданку», устроившись мастером на обычную стройку.
Если в армии я был инженером техотдела, то в гражданские организации без опыта на руководящие должности никто не брал. Через какое-то время меня повысили до прораба, позже я стал начальником производственного участка. В 2009 году поступило предложение устроиться в инспекцию технадзора при Министерстве обороны на должность инспектора технадзора, где я проработал 5 лет и получил свой основной опыт в области строительного контроля. Позднее, в 2014 году, я перешел на новое место работы: мы строили крупный завод микроэлектроники во Фрязино, обеспечивая полный цикл строительства, от возведения самих зданий до оснащения высокотехнологичным современным оборудованием. По завершении этого проекта, в 2020 году, меня пригласили на должность руководителя проекта в ФБУ «РосСтройКонтроль». Затем спустя несколько месяцев я был назначен врио руководителя департамента по ЮФО и СКФО, а еще через месяц получил предложение возглавить департамент.
- Изменилась ли структура департамента с того времени? Какое количество объектов курирует ваше подразделение и сколько человек работает в региональных представительствах и центральном офисе в Москве?
Структура с того момента, как я пришел в ФБУ, фактически не изменилась: были и департаменты, и руководители департаментов, и руководители проектов, а также сотрудники в регионах. Но на тот момент было гораздо меньше объектов и, соответственно, меньше задействованных людей. В московском офисе по ЮФО и СКФО работали 2 руководителя проектов, число объектов варьировалось в пределах 60, а количество инспекторов не превышало 30 человек.
Сегодня, учитывая то, с какой геометрической скоростью растет и развивается наша организация, только в нашем департаменте, в состав которого входит 14 представительств, работает свыше 100 человек. Все они следят за ходом реализации более 200 объектов капстроительства, обеспечивая высокое качество строительного контроля. Более того, в этом году по нашим двум округам ожидается трёхкратное увеличение количества объектов, поэтому в планах на 2023 год только число руководителей проектов увеличить с 8 до 20 человек.
Получается, всего за несколько лет мы выросли в 2,5 раза и из маленькой организации стали большим и серьёзным учреждением, выступающим в регионах от лица Минстроя России.
- Как удается руководить коллективом из более 100 человек, курировать ход строительства объектов в двух федеральных округах и главное – всё держать в голове?
Ввиду того, что из года в год объектов становится всё больше, а работа департамента выстроена таким образом, что каждый руководитель проекта плотно занимается своими регионами, фоново мониторить каждый объект не приходится. Директора департаментов занимаются глобальными вопросами и при необходимости локально погружаются в проблематику, если она есть.
Более того, всех руководителей проектов в наш департамент я подбирал лично, каждый из них прошел многоступенчатое собеседование и имеет богатый опыт в строительстве, благодаря которому удается успешно координировать работу представительств в регионах. Скажу, что руководить такой командой – одно удовольствие.
Кроме того, в прошлом году в помощь рукпроектов мы начали набирать вспомогательных специалистов. В настоящее время у нас есть главные и ведущие специалисты, которые также, как и руководители проектов, имеют опыт в строительстве, но более узконаправленный, такой как ПТО или сопровождение, и помогают руководителям выполнять весь функционал.
На сегодняшний день мы с объёмами справляемся, но я считаю, что с передачей РосСтройКонтролю новых объектов нас однозначно ждет укрупнение и ещё не одна реорганизация структурных подразделений. Возможно, чтобы охватить весь объём строек, потребуется создавать отдельные рабочие группы из руководителей проектов или вводить новые вспомогательные должности.
- Есть ли какие-то особенности в работе с южными и кавказскими регионами? Какие объекты в настоящий момент строятся в ЮФО и СКФО? И как удается выстраивать коммуникацию с регионами, находясь в центральном офисе?
Объектов строится очень много, и все они разноплановые. Более того, можно сказать, что типология объектов делится как по округам, так и по регионам. Например, в Карачаево-Черкесии под нашим контролем возводятся жилые дома, различные переезды, горнолыжные спуски. Краснодарский край и Ростовская область – это, в основном, дороги, водоводы, водопроводы и очистные сооружения. Северная Осетия и Чечня – это лидеры по строительству школ и детских садов, в том числе сейсмоустойчивых.
- Михаил Николаевич, расскажите немного о своей профессиональной деятельности, о том, как вы пришли в профессию и стали руководителем департамента в ФБУ «РосСтройКонтроль»?
Профессию я выбрал еще в детстве. Все началось с поступления в Военно-технический кадетский корпус в городе Тольятти в 1997 году. Помимо того, что это было военное учебное заведение, корпус имел строительный профиль. Уже тогда, после 8 класса, мы изучали основы строительного дела, знакомились со смежными техническими дисциплинами, а также практиковались на строительных полигонах. Поэтому выбор вуза был очевиден: это должен был быть не просто военный вуз, а вуз со строительным уклоном. Между Тольяттинским военным строительным училищем и питерским ВИТУ я выбрал второе и переехал в северную столицу. По окончании обучения в звании лейтенанта был распределён служить в Подмосковье, а спустя несколько лет ушел «на гражданку», устроившись мастером на обычную стройку.
Если в армии я был инженером техотдела, то в гражданские организации без опыта на руководящие должности никто не брал. Через какое-то время меня повысили до прораба, позже я стал начальником производственного участка. В 2009 году поступило предложение устроиться в инспекцию технадзора при Министерстве обороны на должность инспектора технадзора, где я проработал 5 лет и получил свой основной опыт в области строительного контроля. Позднее, в 2014 году, я перешел на новое место работы: мы строили крупный завод микроэлектроники во Фрязино, обеспечивая полный цикл строительства, от возведения самих зданий до оснащения высокотехнологичным современным оборудованием. По завершении этого проекта, в 2020 году, меня пригласили на должность руководителя проекта в ФБУ «РосСтройКонтроль». Затем спустя несколько месяцев я был назначен врио руководителя департамента по ЮФО и СКФО, а еще через месяц получил предложение возглавить департамент.
- Изменилась ли структура департамента с того времени? Какое количество объектов курирует ваше подразделение и сколько человек работает в региональных представительствах и центральном офисе в Москве?
Структура с того момента, как я пришел в ФБУ, фактически не изменилась: были и департаменты, и руководители департаментов, и руководители проектов, а также сотрудники в регионах. Но на тот момент было гораздо меньше объектов и, соответственно, меньше задействованных людей. В московском офисе по ЮФО и СКФО работали 2 руководителя проектов, число объектов варьировалось в пределах 60, а количество инспекторов не превышало 30 человек.
Сегодня, учитывая то, с какой геометрической скоростью растет и развивается наша организация, только в нашем департаменте, в состав которого входит 14 представительств, работает свыше 100 человек. Все они следят за ходом реализации более 200 объектов капстроительства, обеспечивая высокое качество строительного контроля. Более того, в этом году по нашим двум округам ожидается трёхкратное увеличение количества объектов, поэтому в планах на 2023 год только число руководителей проектов увеличить с 8 до 20 человек.
Получается, всего за несколько лет мы выросли в 2,5 раза и из маленькой организации стали большим и серьёзным учреждением, выступающим в регионах от лица Минстроя России.
- Как удается руководить коллективом из более 100 человек, курировать ход строительства объектов в двух федеральных округах и главное – всё держать в голове?
Ввиду того, что из года в год объектов становится всё больше, а работа департамента выстроена таким образом, что каждый руководитель проекта плотно занимается своими регионами, фоново мониторить каждый объект не приходится. Директора департаментов занимаются глобальными вопросами и при необходимости локально погружаются в проблематику, если она есть.
Более того, всех руководителей проектов в наш департамент я подбирал лично, каждый из них прошел многоступенчатое собеседование и имеет богатый опыт в строительстве, благодаря которому удается успешно координировать работу представительств в регионах. Скажу, что руководить такой командой – одно удовольствие.
Кроме того, в прошлом году в помощь рукпроектов мы начали набирать вспомогательных специалистов. В настоящее время у нас есть главные и ведущие специалисты, которые также, как и руководители проектов, имеют опыт в строительстве, но более узконаправленный, такой как ПТО или сопровождение, и помогают руководителям выполнять весь функционал.
На сегодняшний день мы с объёмами справляемся, но я считаю, что с передачей РосСтройКонтролю новых объектов нас однозначно ждет укрупнение и ещё не одна реорганизация структурных подразделений. Возможно, чтобы охватить весь объём строек, потребуется создавать отдельные рабочие группы из руководителей проектов или вводить новые вспомогательные должности.
- Есть ли какие-то особенности в работе с южными и кавказскими регионами? Какие объекты в настоящий момент строятся в ЮФО и СКФО? И как удается выстраивать коммуникацию с регионами, находясь в центральном офисе?
Объектов строится очень много, и все они разноплановые. Более того, можно сказать, что типология объектов делится как по округам, так и по регионам. Например, в Карачаево-Черкесии под нашим контролем возводятся жилые дома, различные переезды, горнолыжные спуски. Краснодарский край и Ростовская область – это, в основном, дороги, водоводы, водопроводы и очистные сооружения. Северная Осетия и Чечня – это лидеры по строительству школ и детских садов, в том числе сейсмоустойчивых.
Школа в Северной Осетии-Алании/Детский сад в Чеченской Республике
Но, конечно, самой масштабной и насыщенной программой Минстроя России, реализуемой в ЮФО и СКФО, является «Чистая вода», которая призвана обеспечить население качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Так, в рамках этого федерального проекта, прокладываются километры новых водоводов, строятся новые водонапорные башни и скважины, возводятся станции очистки и обеззараживания воды, реконструируются ветхие сети и идет масштабное переподключение коммуникаций.
Водовод в Адыгее
Что касается особенностей работы с регионами, то они в любом случае есть. Это и мировоззрение, и менталитет, и отношения между людьми разное, впрочем, как и везде. Кроме того, в этом и следующем году есть план посетить все подконтрольные представительства, и ближайшая командировка запланирована в Республику Дагестан. Сейчас там идет обновление инспекторского состава, появилось много новых сотрудников. Считаю необходимым лично поучаствовать в организации деятельности представительства и совместно с коллегами определить дальнейшие перспективы развития. Более того, личный контакт с людьми важен как для улучшения взаимодействия московского офиса и региональных представительств, так и для повышения качества работы самих региональных офисов.
Например, за нашим представительством в Краснодарском крае был закреплен объект, на который нельзя было добраться на легковой машине, а посещение объекта инспектором зависело от подрядчика и его транспортных возможностей. Чуть позже похожий удаленный объект появился в Дагестане. В результате обратной связи от инспекторов и обсуждения этого вопроса с руководством было принято решение обеспечить эти и другие регионы служебными машинами.
Первая служебная машину ФБУ «РосСтройКонтроль», Краснодарский край
Кроме того, генеральный директор Центра Владимир Щербинин поставил задачу улучшить условия труда в офисах представительств и до конца 2023 года обновить те арендуемые офисные помещения, которые не соответствуют определенным требованиям. Соответственно, сделать их современными и комфортными в первую очередь для сотрудников, чтобы условия труда людей были лучше и соответствовали имиджу нашей организации. В настоящий момент требования к оснащению региональных офисов разработаны, и в этот список вошло множество критериев, таких как внешний вид здания, квадратура помещений, оснащение мебелью и оборудованием, уборка, наличие парковки и многое другое.
Поэтому, помимо того, что мы растем в части количества объектов, мы постоянно улучшаем качество самого трудового процесса. Сегодня мы снабжаем инспекторов форменной одеждой и всем необходимым оборудованием, разработаны и внедрены различные программы обучения, в том числе запущена программа повышения квалификации на базе НИУ МГСУ. Также в настоящий момент идет обсуждение централизованного решения вопроса о получении и продлении сертификатов НОСТРОЙ.
- Открыты ли новые вакансии в вашем департаменте? И как пройти собеседование на должность инспектора?
Свободные вакансии открыты почти во всех субъектах ЮФО и СКФО. Кроме того, мы ищем специалистов в московский офис, так как хорошие кадры всегда не легко найти. Отдел по подбору и развитию персонала постоянно мониторит рынок вакансий. Подходящих под наши критерии специалистов мало, и мы даже рассматриваем варианты привлечения инспекторов из других регионов. Так, например, наш инспектор из Ставропольского края задействован на объекте в Карачаево-Черкессии, а другой сотрудник из Астраханской области закреплён за объектом в Калмыкии.
Что касается собеседований, то они многоэтапные. Сначала соискатели общаются с региональными представителями, потом с руководителем проекта из центрального офиса. Далее будущий инспектор проходит проверку в службе безопасности и профтестирование на знание нормативной строительной базы, после чего анкета попадает на согласование в производственный блок, управление по работе с персоналом и в финале доходит до генерального директора ФБУ «РосСтройКонтроль». Поэтому к нам не так уж и легко попасть, но я уверен, что если кандидат - настоящий профессионал своего дела, то он обязательно окажется в нашей команде.