Федеральный центр строительного контроля очень необычный по своей структуре. Расскажите, пожалуйста, как удалось наладить рабочий процесс и избежать проблем, связанных с производительностью труда? Какие возможности предоставляет сотрудникам Центр?
Пожалуй, стоит начать с рассказа о структуре нашего Центра. В регионах, где объектов немного, мы имеем только закрепленный за ними инспекторский состав. А в 29 регионах, где большой объем строительства и финансирования его по линии Минстроя России у нас есть свои представительства, которые располагаются в арендованных нами помещениях. В центральном офисе в Москве за федеральными округами закреплены соответствующие департаменты. Работающие в них руководители проектов сопровождают закрепленные за ними объекты и контролируют работу инспекторов на местах. Центральный офис в Москве ежемесячно запрашивает отчетную документацию и аналитику, а также координирует и сопровождает процесс строительства.
Мы работаем в рамках персонализированного подхода, о котором ранее говорил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин. У нас опытный инженерный состав как в регионах, так и в центральном аппарате. Это строители со стажем минимум 10 лет, а руководящий состав — с опытом работы в строительстве и по 30 лет. За их плечами стройки по всей России и всех направлений, включая специальные, военные и крупные спортивные объекты. Весь инспекторский состав прошел аттестацию в соответствии с нашими внутренними принципами и подходами, а все сотрудники, принимающие работы, включены в реестр специалистов Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Мы очень стараемся подавать хороший пример и повышать авторитет Минстроя России профессиональным подходом в организации труда.
Да, мы берем в свои ряды только настоящих профессионалов, в то же время под руководством сильной команды Минстроя России стараемся сделать все возможное для создания комфортных условий труда. Например, при завершении строительства на объекте мы каждого инспектора ценим и в максимально короткие сроки подбираем ему новый объект или даже несколько, это зависит от сложности и загруженности человека. Все расходы, связанные с дорогой, сдачей ПЦР тестов, анализов крови или даже проживанием (в случае удаленности объекта) покрывает ФБУ «РосСтройКонтроль».
Представители нашего Центра являются профессионалами, как говорится, с большой буквы и не допускают брака. Мы научились находить и очень тщательно отбирать профессиональный инспекторский состав. Большое количество кандидатов не проходят наш внутренний отбор, у многих, попросту говоря, нервы не выдерживают, потому что требования у нас очень высокие.
И, конечно, мы понимаем, что в основе мотивации работника лежит стимулирование к выполнению поставленных перед ним задач и достижению всеобщих целей. Поэтому мы разработали и внедрили систему мотивации. Вне зависимости от города работы абсолютно для всех работников предусмотрено добровольное медицинское страхование по региональной системе. Страхование предусматривает посещение врачей всех специальностей, также в индивидуальном порядке рассматривается покрытие расходов на лечение отдельных видов заболеваний. Ещё мы предоставляем компенсацию расходов на посещение фитнес залов и спортивных секций, это тоже распространяется на все регионы России, где трудятся наши коллеги. Также оказываем материальную помощь в связи с заключением брака, рождением ребенка, в случае неблагоприятных событий в семье сотрудника.
– Как поддерживается работа сотрудников в период коронавирусной инфекции? Остановилась ли работа на стройках?
Наше учреждение является частью строительного комплекса страны, и, конечно, в период распространения инфекции было важно в кратчайшие сроки предпринять все необходимые меры для создания безопасных условий работы. Мы одна большая команда и не могли остановить работу на стройках и подвести в первую очередь граждан России, которые ждут, когда достроится больница, школа, откроется новая дорога. Большая часть административных работников перешла на удаленный формат работы, в тот момент для нас одной из важных задач являлось создание благоприятного климата для удаленных сотрудников. Нам удалось организоваться, оставаться на связи, продолжая эффективно работать и не допустить срывов в реализации Национальных проектов.
Этим летом для сотрудников офиса мы организовали централизованную вакцинацию. По желанию каждый работник мог привиться в определенный день без очередей и не выходя из офиса. Региональные работники тоже были привиты в кратчайшие сроки, поэтому работа не остановилась. Я также считаю, что очень важно в такой тяжелый период для всего мира своевременно получать обратную связь от сотрудников, у нас это реализовано с помощью корпоративного портала и Telegram-канала, где мы общаемся, обмениваемся новостями строительной отрасли России и достижениями нашего Учреждения.
- ФБУ «РосСтройКонтроль» создано приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 210 от 8 апреля 2019 года, то есть Центр появился при действующем составе Госдумы, расскажите, пожалуйста, какие результаты работы можно отметить?
Наш Центр создан в качестве подведомственного учреждения Минстроя России в апреле 2019 года на базе Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре с целью формирования единой системы строительного контроля и мониторинга объектов, реализуемых в составе нацпроектов. За этот период до настоящего времени мы нарастили свое присутствие в регионах в семь раз: начинали работу в 2019 году в 50 регионах на 94 объектах, в 2020 году было уже 77 регионов и 470 объектов, а в этом году это уже более 700 объектов в 80 регионах России.
Кроме того, мы заинтересовали в сотрудничестве и другие министерства, субсидирующие различные инвестиционные проекты в регионах. В их числе Министерство просвещения, Министерство высшего образования, Министерство природных ресурсов, Министерство развития Дальнего Востока. То есть сегодня ФБУ «РосСтройКонтроль» масштабирует свою работу по всей России, фактически создавая государственный сервис строительного контроля.
В рамках создания государственного сервиса строительного контроля мы в прошлом году сформировали Регламент строительного контроля. Наша внутренняя задача – сделать его эталонным. Сам регламент – это квинтэссенция различных документов, собранных из разных источников и обработанных нашими сотрудниками как некое практическое пособие для инспектора строительного контроля. Это единый стандарт для всех участников рынка – неважно, в каком регионе и на каком объекте работает инспектор, он, прибывая на объект, знает, какие мероприятия ему осуществлять.
- Какие изменения в развитии строительной отрасли России Вы заметили? Как это отразилось на работе Учреждения?
Динамика развития современной строительной отрасли, требует оперативных решений, а также своевременного законодательного регулирования, именно такой темп работы характерен составу Государственной Думы седьмого созыва. Особо хочу отметить в работе депутатов принятие очень важных для нашего Учреждения поправок в Градостроительный кодекс РФ, фактически регламентирующих государственный сервис строительного контроля в отношении объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, реализуемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Стоит вспомнить принятие Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на комплексное правовое регулирование вопросов организации и осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), а также установление гарантий защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Были заложены основы для реализации перехода строительной отрасли на цифровые форматы, а также для цифровизации процессов, в том числе в рамках работы по внедрению технологий информационного моделирования.
В настоящее время одной из основных задач в строительной отрасли является необходимость сокращения согласовательных процедур, на что указал на Петербургском международном экономическом форуме вице-премьер Марат Хуснуллин. Также в список важных задач можно отнести создание более динамичных нормотворческих регламентов, позволяющих оперативно реагировать на те или иные вызовы, с которыми сталкивается строительная отрасль.
Еще стоит отметить, что за прошедшие пять лет были реализованы масштабные нормативные изменения в сфере регулирования и реализации государственной политики в области градостроительной деятельности, строительства и архитектуры.
В том числе был разработан и принят целый ряд законов, направленных на развитие всего строительного комплекса, в том числе на внедрение механизма комплексного развития территорий, сокращение сроков и исключение излишних и избыточных регламентов и административных процедур в процессе реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.
- Подводя итоги к предстоящим выборам в Государственную Думу, на Ваш взгляд, что удалось достичь в совместной работе депутатов Госдумы и руководства строительного комплекса? Что не хватило в работе текущего состава?
В седьмом созыве в профильные комитеты пришли работать специалисты высокого уровня, профессионалы, имеющие большой опыт практической работы в строительном и дорожном комплексах страны. Я надеюсь, что сотрудничество депутатов Государственной Думы и руководства строительного комплекса позволит продолжать совершенствовать федеральное законодательство в целом. Как недавно отмечал председатель Госдумы Вячеслав Володин, Госдума за последнее время приняла ряд законов, благодаря которым 2021 год может стать одним из самых успешных для строительства жилья. И во многом это благодаря деятельности заместителя Председателя Правительства России Марата Хуснуллина, он начал активно формировать законодательную базу, которая позволит реализовать амбициозные планы по развитию России, поставленные руководством страны.
– Важно ли, по Вашему мнению, прийти на избирательный участок и проголосовать? Почему?
Я всегда склоняюсь к тому, что участие в голосовании – это гражданский долг каждого из нас. Для всех россиян, для общества важно, чтобы состав Госдумы восьмого созыва отражал волю людей и выбор граждан страны. Нам, как части строительного комплекса страны, было комфортно работать и совершенствовать свою работу при текущем составе депутатов. По моим наблюдениям, решения и законы с точки зрения государственного строительства принимались всеми профильными комитетами оперативно. Думаю, что вне зависимости от политических предпочтений, избиратели должны проявить ответственность, позаботиться о будущем России и сделать свой выбор.
- Будете ли Вы принимать участие в голосовании в этом году? За кого будете голосовать?
Да, как я отмечал ранее, деятельность депутатов профильных комитетов Госдумы напрямую влияет на развитие строительного комплекса и достижение национальных целей страны. Поэтому на этот вопрос отвечу коротко и просто. Лично я буду голосовать за сильную Россию и за ее стабильное развитие!
- Владимир Станиславович, спасибо за интересную и содержательную беседу!