Новости
#Строительный контроль #Интервью

«СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЖДЕТ РЕФОРМА»

Авторская колонка генерального директора ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимира Щербинина в журнале «Стандарты и качество» об объединении функций контроля и надзора, централизации стройки по линии Минстроя и других изменениях, запланированных в системе государственного строительного надзора в России:

Уже в этом году Федеральному центру строительного контроля (ФБУ «РосСтройКонтроль»), который обеспечивает контроль и мониторинг на объектах, строящихся по федеральным проектам и программам, могут передать функции строительного надзора.


Изменения, запланированные Минстроем России, направлены на снижение административных барьеров и сохранение качества объектов, реализуемых из средств федерального бюджета.

Чтобы объяснить смысл грядущих изменений, необходимо рассмотреть отличия строительного контроля и государственного строительного надзора. Данные институты имеют различное правовое регулирование и отличаются как по субъектному составу, так и по полномочиям самих субъектов.

РАЗЛИЧИЯ ФУНКЦИЙ СТРОЙКОНТРОЛЯ

И ГОССТРОЙНАДЗОРА


С момента введения Градостроительного кодекса предмет ответственности госстройнадзора в части соблюдения требований техрегламентов, оснащенности приборами учета и энергоэффективности менялся несколько раз. Функции же строительного контроля оставались практически неизменными.

В настоящее время задачей госстройнадзора остается соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых стройматериалов и изделий, а также результатов работ требованиям утвержденной проектной документации или информационной модели. Кроме того, госстройнадзор должен следить не только за наличием разрешения на строительство и выполнением работ по договорам главным инженером проекта, но и за членством в саморегулируемой организации. Также в функции надзора включены требования к обеспечению консервации объекта капитального строительства и порядку осуществления строительного контроля.

Другими словами, задача госстройнадзора — предупреждать, выявлять и пресекать допущенные застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Сегодня функции надзора вменены государству и осуществляются как органами федерального надзора (в т.ч. Ростехнадзором, Минобороны России, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, определенными указами Президента Российской Федерации), так и органами регионального надзора, которые представлены органами исполнительной власти субъектов РФ.

Главной функцией строительного контроля на протяжении всего времени остается контроль за качеством строительства. В отличие от госстройнадзора, стройконтроль может проводиться специализированными коммерческими организациями с допуском саморегулируемых организаций, привлекаемых заказчиком.

Таким образом, понятия «строительный контроль» и «строительный надзор» дополняют друг друга, но при этом имеют три главных отличия:
•  госстройнадзор проводится государственными органами, а стройконтроль — заказчиком или привлеченной независимой организацией;
•  госстройнадзор проверяет качество работ, а стройконтроль его обеспечивает;
•  госстройнадзор осуществляется выборочно, в соответствии с утвержденной программой, а стройконтроль — на протяжении всех этапов строительства.

ЕДИНЫЙ ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ


С каждый годом число объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, растет в геометрической прогрессии. Если еще несколько лет назад для осуществления строительного контроля на государственных стройках со стороны заказчика привлекались внешние специалисты, то сегодня ситуацию удалось в корне изменить.

Создание ФБУ «РосСтройКонтроль» при Минстрое России позволило обеспечить единый подход и системность в соблюдении всех требований при строительстве социально значимых объектов на территории РФ и повысить эффективность отрасли в целом. По итогам работы за три года был осуществлен контроль за ходом строительства 1285 объектов.

В настоящий момент под контролем учреждения находится  более 800 объектов в 82 регионах страны. В их числе школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения, инженерная инфраструктура, автомобильные дороги, набережные и объекты благоустройства, строящиеся по нацпроектам «Жилье и городская среда»,
«Экология», федеральным проектам и программам «Стимул», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», индивидуальным программам социально-экономического развития регионов и с привлечением средств инфраструктурных бюджетных  кредитов, входящих в состав федерального проекта «Инфраструктурное меню».

ОБЪЕДИНЕНИЕ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА


В целях снижения административной нагрузки на строительный бизнес Минстрой России предлагает исключить из перечня объектов капитального строительства, на которых предусмотрен госстройнадзор, те объекты, где договор на осуществление строительного контроля уже заключен с подведомственным Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль».

Таким образом, сформированный в 2019 г. институт федерального строительного контроля позволит одинаково эффективно исполнять функции как строительного контроля, так и государственного строительного надзора на объектах, которые полностью или частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Кроме того, на указанных объектах больше не будет меры ответственности в виде административных штрафов, которые в настоящее время составляют от 100 до 600 тыс. руб. за одно нарушение.

Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс уже подготовлены. Изменения в законодательстве по объединению функций контроля и надзора планируется вынести на рассмотрение Госдумы в 2022 г. В случае их одобрения ФБУ «РосСтройКонтроль» приобретет функцию строительного надзора как органа, подтверждающего соответствие построенного объекта требованиям утвержденной проектной документации.

Следует подчеркнуть, что технически  сложных, особо опасных и уникальных объектов данные изменения не коснутся. При их строительстве или реконструкции будет осуществляться федеральный или региональный (в случае передачи полномочий субъекту с федерального уровня) строительный надзор.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ


Инспекторский состав ФБУ «РосСтройКонтроль» полностью готов к осуществлению новых функций. В настоящий момент требования к повышению квалификации специалистов по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет уже заложены в ч. 6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса.

Для выполнения данных требований в учреждении обеспечена организация и контроль в части планирования и проведения дополнительного профессионального образования, курсов повышения квалификации и прохождения аттестации в объемах, соответствующих должностным обязанностям инспекторского состава. Поэтому в случае объединения функций строительного контроля и надзора никакой отдельной подготовки действующих инспекторов не потребуется — наши специалисты обладают всеми необходимыми компетенциями для осуществления надзорных функций.

За три года работы количество сотрудников ФБУ «РосСтройКонтроль» превысило 500 человек. Сегодня команда учреждения представлена высококлассными специалистами, каждый из которых имеет более 10 лет опыта в строительстве и уведомление о включении в реестр НОСТРОЙ.

РЕФОРМА СИСТЕМЫ СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА


И это еще не все перемены, которые ждут систему государственного строительного надзора в России.

Минстроем запланирована реформа системы надзора, которая предполагает упразднение до 2030 г. института государственного надзора на объектах, не относящихся к числу технически сложных, особо опасных и уникальных. Взамен будут внедрены новые механизмы подтверждения конструктивных и иных характеристик безопасности зданий и сооружений на всем жизненном цикле объектов.

Так, на этапе проектирования планируется ввести экспертное сопровождение, на этапе экспертизы проекта — внедрение технологий автоматизированной проверки документации с помощью машиночитаемого и машинопонимаемого программного комплекса, что позволит исключить отступления от требований градостроительного законодательства. Также ожидается введение аттестации для должностных лиц, осуществляющих строительный контроль. Профессиональный стандарт «Специалист строительного контроля» уже разработан.

Все эти новеллы в градостроительном законодательстве позволят сократить бюрократические препоны и финансовую нагрузку на застройщиков и лиц, осуществляющих работы, и главное — не потерять при этом в качестве строительства объектов, важных для жителей нашей страны.

УНИФИКАЦИЯ

И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ


В обозримом будущем меры по унификации и централизации стройки по линии Минстроя России могут быть приняты в отношении всех участников. Уже сегодня обсуждается формирование структур единых государственных заказчиков в регионах. Сейчас ФБУ «РосСтройКонтроль»  работает  более чем с 440 региональными и муниципальными заказчиками, реализующими проекты в рамках федерального бюджета. Вполне возможно, их действительно станет лишь 82 — по количеству субъектов.

Вопрос создания государственных подрядчиков уже назрел. Речь идет о таких подрядных структурах, какими были тресты в Советском Союзе. На мой взгляд, их ликвидация или акционирование привело к тому, что сегодня нет сильных подрядных организаций, которые при любых неблагоприятных условиях способны обеспечить решение государственной задачи эффективно и в срок.

Федеральное руководство постоянно подталкивает руководителей регионов, губернаторов к принятию решения о централизации работы. Например, в муниципалитетах (которые являются заказчиками для ряда объектов, подконтрольных ФБУ «РосСтройКонтроль») нет людей со строительным образованием. Инспектор от нашей организации, который появляется на такой площадке, становится буквально истиной в последней инстанции, поскольку имеет соответствующий опыт в строительстве и не дает заказчикам совершать неправильные шаги.

Централизация подрядных организаций способна стабилизировать ситуацию на рынке. Государственные стройки — далеко не весь строительный рынок, поэтому для коммерческих подрядчиков портфеля негосударственных заказов хватит. Более того, именно так функционировала структура советских военных подрядных организаций, что позволяло своевременно и качественно возводить объекты стратегического назначения. При наличии централизованной поставки материалов и собственных рабочих сил (тех же военно-строительных отрядов) реализация любой поставленной цели, какой бы амбициозной она ни была, могла начаться фактически с нулевого финансирования. По этому принципу был построен Байконур и множество других критически важных для страны объектов, связанных с военной инфраструктурой.

По аналогии планируется создание единой системы централизованных поставок строительных материалов, причем уже началась подготовка необходимых документов. Безусловно, подразумеваются поставки не 100% всей номенклатуры. Это будут основные виды материалов, около 10—15 позиций, которые являются основополагающими в ценообразовании объекта.

Проблема состоит в том, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении строительного комплекса не работает. Это очевидно, и об этом говорится на всех уровнях. По закону можно одномоментно закупить, например, вагон шоколада, но осуществить закупку в строительстве, где изначально заложена многофакторная модель различного рода рисков, нельзя. Именно поэтому назрела необходимость снижения административной нагрузки в данной области.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СТРОЙКОНТРОЛЯ И ГОССТРОЙНАДЗОРА, А ТАКЖЕ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБЕСПЕЧАТ ЕДИНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНОСТЬ В СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ, СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ПРИ СОХРАНЕНИИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ.